Организация само и взаимоконтроля в начальных классах
Система оценивания знаний учащихся при проведении текущей аттестации.
Само и взаимооценка (из опыта работы)
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Одним из УУД, входящих как в регулятивный, так и в познавательный блок, является умение учащихся проводить самоконтроль своей деятельности. Основой самоконтроля и самооценки является знание учащихся о собственных возможностях и ограничениях: способности видеть себя со стороны, способность анализировать собственные действия.
Во время самоконтроля учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
В своей работе (обычно на уроках повторения и закрепления) я использую оценочные листы, где ученики сами себе выставляют отметки за проделанную работу. Начинаю с цветных кружков. Постепенно переходя к количественным (бальным) Привлекаю к оцениванию и учащихся – консультантов (они проверяют работу и выставляют отметку зелёным цветом)
Чтобы выставленная отметка была объективная, необходимо обговорить критерии оценивания. Учитель после работы тоже ставит свой балл, который может и не совпадать с отметкой ученика. Чтобы затем объяснить несовпадение, во время урока делаю себе отметки об активности ученика и правильности его ответов.
Во время уроков-драматизаций (обычно на литературе), когда класс превращается в театр, все учащиеся делятся на группы: актёры, режиссёры, художники, костюмеры, то обязательно есть группа – критики. Ребята этой группы самостоятельно разрабатывают критерии, по которым будет оцениваться работа учеников каждой
группы: выразительность, артистичность, правильность, культура речи …
Привлекать к оценке устного ответа «критиков» можно и на других уроках (окружающий мир…). (Оцениваются полнота изложения, достоверность, чёткий ответ, завершённость, оригинальность, актуальность, аккуратность…)
Нельзя забывать и о применении ИКТ для самоконтроля и самооценки во время текущего контроля. Это могут быть различные тренажёры, которые позволяют ученику увидеть степень правильности выполнения задания и поработать над ошибками. Например: техника чтения.
Для взаимооценки отлично подходит использование на уроке документ-камеры: на доску выводится выполненное задание и проводится проверка и работа над ошибками.
Таким образом, оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают учащимся возможность эффективно управлять своей учебной деятельностью, способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, ответственности за их результаты.