Классный час, посвященный А.С. Пушкину "Что за прелесть эти сказки"
Цели: • учить детей собирать и представлять информацию • учить анализировать ответы товарищей, находить и объяснять непонятные слова • познакомить с биографией А.С.Пушкина, творчеством Пушкина - сказочника • развивать память, мышление, речь, воспитывать любовь к сказкам А.С.Пушкина, интерес к его творчеству Оборудование: • портрет А.С.Пушкина, информационный стенд с заданием • мультимедийный проектор для показа презентации • выставка детских рисунков к "Сказке о золотом петушке" • распечатка кроссворда для домашнего задания Ход занятия I Организационный момент. II Постановка целей: - Ребята, сегодня наше занятие посвящено А.С.Пушкину. На прошлой неделе вы получили задание узнать о жизни А.С.Пушкина и вспомнить сказки, которые он написал. Кто выполнил задание? А почему мы именно в эти дни говорим о Пушкине? (10 февраля 2011 года исполнится 174 года со дня смерти поэта) III Проверка д/з. (показать, что принесли дети) - Кто помог собрать вам эту информацию? Чьё выступление вам больше всего понравилось, запомнилось? (комментарии детей) - Давая вам задание, я решила сделать его сама. Я предлагаю новый для вас вид информации - презентацию. В будущем, когда вы подрастёте и если захотите, я смогу вас научить этому. VI Показ презентации. (Комментирование учителем каждого слайда) 1 слайд. - У каждого человека своё отношение к великому поэту, поэтому название "Мой Пушкин" оправдано. Мы будем с вами изучать творчество А.С.Пушкина на протяжении всех лет обучения в школе, и каждый раз вы будете открывать для себя нового Пушкина. 2 слайд. - Родился Пушкин 6 июня 1799 года в Москве, в Немецкой слободе. Здесь вы видите дом, в котором родился поэт. 3 слайд. - Отец, Сергей Львович, бывший военный, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала - "арапа Петра Великого". 4 слайд. - В 12 лет, получив прекрасное домашнее воспитание, Александр был отвезён учиться в новое, только что открывшееся учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских царей. 5 слайд. - В семье Пушкиных у детей была няня Арина Родионовна. Александр Сергеевич очень любил свою няню, которая долгими зимними вечерами рассказывала маленькому Саше сказки, пела русские народные песни. Она стала другом Пушкина на всю жизнь. И когда поэт жил в Москве, Петербурге, он часто вспоминал Арину Родионовну, скучал по ней и посвящал ей стихи. Пушкин особенно сблизился с няней, когда жил в селе Михайловском. Сохранилось 7 сказок и 10 песен, записанных поэтом с её слов. Вы видите как Пушкин читает свои стихи няне. Сказки Пушкина - это красочное представление фантастического вымышленного мира, погрузившись в который, каждый ребёнок, да и взрослый будет чувствовать себя так, будто попал в свой самый чудесный сон. 6 слайд. - (читает учитель) - Кто из вас знает, откуда эти строки? (Из поэмы "Руслан и Людмила") - А сейчас для вас викторина "Угадай сказку". По иллюстрациям вы должны догадаться, о какой сказке идёт речь и правильно назвать её. 7 слайд. - Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах Мимо острова крутого. Мимо города большого; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт. Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живёт ручная. Да затейница какая! Белка песенки поёт, Да орешки всё грызёт, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра - чистый изумруд" Слуги белку стерегут. - Это "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре, князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" 8 слайд. - "Сказка о рыбаке и рыбке" (показ детьми отрывка из сказки) 9 слайд. - "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" (диалог с зеркалом) 10 слайд. - "Сказка о золотом петушке" (Обратить внимание на выставку детских рисунков, выполненных после просмотра одноимённого мультфильма) 11 слайд. - "Сказка о попе и о работнике его Балде" 12 слайд. - Все сказки (повторить название каждой сказки) 13 слайд. По-русски говорим мы с детства, Но волшебство знакомых слов Мы обретаем, как наследство, В сиянье пушкинских стихов. V Подведение итогов. Подведём итог. Вам понравилась та информация, которую я вам предоставила? Что именно? Что запомнилось? (Ответы детей) - Мы сегодня использовали разные виды информации: • устную • письменную • презентацию - Что легче вам было легче воспринимать? VI Домашнее задание 14 слайд. - А сейчас задание. Кто из вас умеет разгадывать кроссворды? Я вам приготовила кроссворд "наоборот". Слова в нём уже известны, а вам предстоит "спрятать" их в вопросы. (На примере одного слова можно показать как это сделать) Приложение. Информация для учителя: • Полба - злак, особый вид пшеницы с ломким колосом. Полбенная каша. • Невод - большая рыболовная сеть. • Соколко - так звали пса из "Сказки о мёртвой царевне:"
Зашифруй слова из кроссворда. Придумай вопросы и запиши их.
1.П О 2.С А Л Т А 3.Н Б Е А В 4.С О К О Л К О Д 1.___________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________ 3.___________________________________________________________________________________4.___________________________________________________________________________________