Передовой педагогический опыт – эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени. Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта:
образец хорошей работы;
деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта, технологии;
новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания
Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы, такой как:
низкое качество знаний;
слабая подготовка учащихся;
недостаточный уровень развития речи, мышления, памяти и других психических процессов;
осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
низкий уровень воспитанности;
пробелы в формировании ЗУН учащихся по различным предметам (формирование орфографической зоркости, навыков устного счёта, обучение написанию сочинений, обучение приёмам пересказа научного текста и др.).
Опытом могут быть:
алгоритмы учебных действий по предмету;
образовательная технология или ёе элементы;
авторская программа (учебного курса, воспитательная);
система методических приёмов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.);
эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);
реализация принципов обучения (креативности, вариативности и др.);
эффективная система оценки знаний и др.
Критерии обобщения педагогического опыта:
устойчивость и высокая результативность в формировании знаний, умений, навыков, уровня воспитанности, в развитии учащихся;